
Ежедневно в отделах полиции регистрируют десятки заявлений от горожан по факту мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Как отмечают правоохранители, если несколько лет назад немало таких звонков от лже-представителей служб безопасности банков и подобные совершалось из мест лишения свободы, где заключенные незаконным путем получали сим-карты и телефоны, то сейчас таких случаев единицы. В основном звонки на телефоны потерпевших идут из других регионов России, а порой и из-за пределов страны.
Среднестатистический портрет кибермошенника — взрослый мужчина, неработающий, но при этом хорошо знающий тему, умеющий убеждать.
— Эти люди неплохо подкованы в банковских делах и являются хорошими психологами. Используют профессиональные термины, входят в доверие. Многие пострадавшие прекрасно знают о случаях кибермошенничества, но при этом далеко не сразу понимают, что им звонит злоумышленник.
Изменился и среднестатистический портрет пострадавших. Если раньше это в основном были люди старшего поколения, то сейчас, как ни странно, на удочку часто попадаются молодые люди 20-40 лет, сами активно пользующиеся интернетом.
Пополняется и список видов мошенничеств. К звонкам от «служб безопасности банка» или о попавших в беду родственниках добавилась информация о якобы взломанном аккаунте в «Госуслугах». мошенники, предлагающие восстановить доступ к порталу, в итоге получают все личные данные потерпевших, а потом оформляют по ним кредиты. Ещё одно новшество — предложение стать участниками некой финансовой схемы и приумножить свой капитал, инвестировав его в крупный проект. Доверчивые и желающие обогатиться люди берут кредиты, отправляют средства на указанный счет, причём происходить так может несколько раз, а суммы ущерба достигают нескольких миллионов.
Сложная цепочка
В ситуациях с мошенничествами с банковскими счетами и картами дело намного сложнее. Злоумышленники обманным путем вынуждают потерпевшего перевести деньги на один счет, с него они уходят на другой, потом на третий. Всю эту цепочку необходимо пройти, что достаточно долго.
— В конечном итоге получение ответов на запросы, уточнение другой информации занимает достаточно много времени, что с учетом большого количества таких преступлений осложняет их раскрытие.
Бдительность и профилактика
Однако не стоит думать, что всё так плохо и у полицейских нет никаких механизмов, чтобы остановить эту лавину киберпреступлений. Многое зависит от самих пострадавших. Чем быстрее они сообщат о том, что стали жертвой мошенников, тем больше шансов не только задержать последних, но и сохранить средства. Полицейские находятся в тесном контакте со службами безопасности банков, с некоторыми из них заключены соглашения об электронном документообороте, позволяющие вести общение в режиме онлайн, что экономит время. В результате банки оперативно блокируют фигурирующие в деле счета, что позволяет сохранить украденные деньги.
В случае, если вы или ваши родственники стали жертвой мошенников, срочно обратитесь в полицию по телефону «102» или в дежурную часть МО МВД России «Кавалеровский».
Пресс-служба МО МВД России «Кавалеровский»